Россия и ВТО: присоединение и его последствия / FAQ / Аннотация Крышнёвой Дианы на статью X. Цзинь Янга, Ханьцзюнь Хуа, Тянвэй Танба, Цзининг Ли «Цели возобновляемой энергетики Китая к 2050 году»

Аннотация Крышнёвой Дианы на статью X. Цзинь Янга, Ханьцзюнь Хуа, Тянвэй Танба, Цзининг Ли «Цели возобновляемой энергетики Китая к 2050 году»

В условиях мирового кризиса, загрязнения окружающей среды и глобального изменения климата Китай поставил перед собой задачу активно развивать возобновляемую энергетику. В данной статье авторы анализируют её текущее состояние, а также основные стратегии развития энергетического сектора до 2050 году.

Общее потребление энергии в Китае в 2001-2015 гг. возрастало в среднем на 7,5%. Обладая значительными ресурсами, страна достигла существенного прогресса в развитии возобновляемой энергетики: мощность солнечных и ветровых установок увеличивалась в среднем на 100,3% и 58,2% в год соответственно. Кроме того, Китай стал мировым лидером по инвестициям в «зелёную» энергетику, потратив на эти цели 286 млрд. долл. с 2011 по 2015 гг. Также вступление в силу законов о возобновляемой энергетике и ценообразовании в этой области позволили добиться конкурентоспособности электроэнергии из ВИЭ.

Авторами было рассмотрено три основных сценария развития: консервативный, который не уделяет серьезного внимания сокращению эмиссии CO2, сценарий «с высоким поглощением», подразумевающий серьезные исследования и разработки в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности, а также некий компромисс между ними. Согласно этим сценариям доля возобновляемой энергетики составит 22,8%, 38,5% и 30,8% к 2050 году.  

Несмотря на огромный потенциал возобновляемой энергетики в Китае и существенный прогресс в её развитии, до сих пор сохраняются проблемы, связанные с достижением рассмотренных целей и переходом к низкоуглеродной экономике. Среди них авторы выделяют следующие. Во-первых, возобновляемая энергетика не играет важной роли в рамках энергетического сектора страны, а меры по её внедрению в энергосистему на данный момент неэффективны. Во-вторых, существующая в Китае энергосистема недостаточно регулируется в вопросах адаптации сетей к энергии из возобновляемых источников. В-третьих, до сих пор не созданы условия для полноценного функционирования рыночного механизма, обеспечивающего устойчивое развитие возобновляемой энергетики (её ограниченная поддержка и субсидии на использование ископаемого топлива). Кроме того, серьезная проблема заключается в том, что «зелёные» технологии Китая абсолютно не конкурентоспособны: исследования и разработки в этой области основаны на импорте и модификации иностранных технологий.

Для достижения целей по возобновляемой энергетике к 2030 и 2050 годам авторами статьи были представлены несколько предложений. В первую очередь, Китаю следует установить приоритет стратегического планирования и правовой поддержки возобновляемой энергетики, так как необходима более сильная юридически версия закона о возобновляемых источниках энергии. Кроме того, в стране необходимо создать такую систему управления энергопотреблением, механизмы которой могли бы адекватно контролировать развитие новой энергетики. Также среди предложений авторов – улучшение системы ценообразования и налогообложения энергетики, подразумевающее субсидирование возобновляемой энергетики, введение углеродного налога и т.д. Среди важнейших шагов на пути к поставленным целям – развитие инновационных технологий для сокращения стоимости энергии, полученной из ВИЭ. Помимо прочего, Китаю необходимо расширить источники финансирования «зелёной» энергетики и повысить эффективность управления фондами, причем подразумевается, что основным инвестором станет частный сектор (85-90%).

С точки зрения авторов статьи, всё это поможет Китаю подготовиться к переходу от углеродной экономики к экономике устойчивой энергетики и обеспечить до 15%, 25% и 45% энергии возобновляемых источников в энергобалансе страны к 2020, 2030 и 2050 гг. соответственно.

 

Источник: X. Jin Yang, Hanjun Hu, Tianwei Tan, Jinying Li (2016) China’s renewable energy goals by 2050 (2016), Vol.20 Environmental Development, pp.83-90.

https://proxy.library.spbu.ru:3316/10.1016/j.envdev.2016.10.001

 

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.