Why Is Green Finance Important?

Название статьи: Why Is Green Finance Important?

Авторы: Jeffrey D. Sachs, Wing Thye Woo, Naoyuki Yoshino, Farhad Taghizadeh-Hesary

Издательство: Asian Development Bank Institute Working Paper Series,

Источник: Sachs, Jeffrey D. and Wu, Wong Tai and Yoshino, Naoyuki and Tagizade-Hesari, Farhad, Why is green finance so important? ((January 22, 2019). ADOBE Working Paper 917 (2019), available on SVN: https://ssrn.com/abstract=3327149

DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3327149

В рамках исследования авторы доказывают, что низкий уровень инвестиций выступают негативным явлением для развития современной мировой экономики. В годы, предшествовавшие финансовому кризису 2008 года, рост в странах с высоким уровнем дохода стимулировался ростом расходов на жилье и частное потребление. Когда разразился кризис, оба этих вида расходов резко упали, а инвестиции, которые должны были компенсировать данный недостаток, так и не материализовались. Джеффри Д. Сакс, Винг Тай Ву, Наоюки Есино, и Фархад Тагизаде-Хесари считают, что такое положение должно измениться. После кризиса крупнейшие центральные банки мира попытались оживить расходы и занятость, снизив процентные ставки, и эта стратегия в какой-то степени сработала. Наводняя рынки капитала ликвидностью и удерживая рыночные процентные ставки, политики поощряли инвесторов повышать цены на акции и облигации. Это создало финансовое богатство за счет прироста капитала, одновременно стимулируя потребление. Тем не менее, эта политика достигла предела своего насыщения и повлекла за собой неоспоримые отрицательные аоследствия. При процентных ставках на уровне или даже ниже нуля инвесторы берут кредиты в весьма спекулятивных целях, и в результате общее качество инвестиций снижается, в то время как кредитное плечо растет. Существует реальный риск того, что произойдет значительное снижение цен на активы, когда центральные банки, наконец, ужесточат кредитование.

Поскольку денежно-кредитная политика была доведена до предела в результате экономических потрясений 2008 г., образовалась нехватка долгосрочных инвестиций и финансирования в инфраструктуру, что, в свою очередь, резко отрицательно сказалось на проектах в области зеленой энергетики. В большинстве стран, и особенно в развивающихся экономиках, государственный сектор не может позволить себе восполнить этот огромный инвестиционный пробел в инфраструктуру, а частный сектор не проявляет достаточного интереса. Основными причинами того, что частный сектор не был сильно заинтересован в долгосрочном финансировании инфраструктурных проектов, включая проекты в области зеленой энергетики, являются низкая норма прибыли и связанные с этим риски.

По мнению авторов необходимо увеличить финансирование инвестиций, которые обеспечивают экологические выгоды и устойчивое инфраструктурное развитее, если политики хотят достичь ЦУР с помощью финансовых инструментов, таких как зеленые облигации, зеленые банки, налогово-бюджетная политика, зеленый центральный банк, общественные зеленые фонды и т.д., в совокупности известные как “зеленые финансы”.

В настоящее время перед стратегией наращивания инвестиций в зеленые проекты стоят три задачи: определение правильных проектов; разработка комплексных планов, в которых участвуют как государственный, так и частный секторы (и часто более одной страны); и структурирование финансирования. Чтобы добиться успеха, правительства должны быть способны к эффективному долгосрочному планированию, составлению бюджета и реализации проектов.

Мир ждет масштабных инвестициях в системы экологически чистой энергетики и прекращении строительства новых электростанций, работающих на угле. Он также нуждается в крупных инвестициях в электромобили (и, следовательно, в передовые технологии производства аккумуляторов), а также в резком сокращении производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Развивающиеся страны также заинтересованы в значительных инвестициях в проекты водоснабжения и санитарии в быстрорастущих городских районах. Странам с низким уровнем дохода необходимо расширять свои системы здравоохранения и образования.

В ходе исследование автор приходит к выводу что банки развития, такие как Всемирный банк, АБР и Африканский банк развития, должны помочь финансировать такие программы в развивающихся странах, привлекая значительно больший долгосрочный долг с рынков капитала по преобладающим низким процентным ставкам, а затем предоставляя деньги правительствам и организациям государственного и частного инвестирования.

Правительства должны взимать постепенно растущие налоги на выбросы углерода и использовать доходы для финансирования низкоуглеродистых энергетических систем. Кроме того, следует закрыть лазейки в глобальной системе корпоративного налогообложения, что увеличит глобальные поступления от корпоративного налога. Дополнительные доходы должны быть направлены на новые государственные инвестиционные расходы.

Устойчивое развитие не должно оставаться стремлением и лозунгом; оно предлагает единственный путь к экологичному глобальному росту и высокой занятости. Настало время уделить ему внимание к инвестициям, которые стимулируют самоподдерживающийся устойчивый экономический рост.

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.