Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Статья Рамона Торрента "Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство: между политической риторикой и реальностью"

Статья Рамона Торрента "Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство: между политической риторикой и реальностью"

Заявления европейского комиссара по торговле свидетельствуют о том, что переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП) еще далеки от своего завершения, хотя изначально они и были представлены как относительно быстрый процесс.

Этому не стоит удивляться, если мы вспомним, как начинались эти переговоры.

Президент США Барак Обама во время своего обращения «О положении страны» 12 февраля 2013 собирался объявить о том, что он готов дать ход переговорам о ТТИП. Узнав об этом, глава дипломатической миссии ЕС в США поставил в известность Жозе Мануэла Баррозу – в то время председателя Европейской Комиссии (ЕК), который до этого занимал пост премьер-министра Португалии. Баррозу увидел в этом блестящую возможность для того, чтобы удовлетворить личные амбиции и увеличить свой вес в качестве ключевой политической фигуры, воспользовавшись собранием Европейского Совета, которое проходило 7 и 8 февраля и, изначально, было направлено на столь важную тему, как принятие семилетней (2014-2021) программы бюджета ЕС. В действительности, он обратился непосредственно к координатору, ответственному за отношения с США, и подготовил вместе с ним документ, который смог пройти незамеченным в заключительной части собрания Европейского Совета, когда все главы правительств уже покинули собрание, чтобы направится на соответствующие пресс–конференции. Таким образом, на следующий день после обращения «О положении страны», уже имелось совместное коммюнике президента США Барака Обамы и председателей Европейского Совета и Еврокомиссии о начале переговорного процесса. Однако предложение Еврокомиссии Совету Европейского союза о формальном открытии переговоров и определении переговорного мандата пришлось ждать до 13 марта, а одобрение Совета ЕС оно получило лишь 15 июня. Заинтересованный читатель с легкостью может найти подтверждение всей этой информации, проведя не более 20 минут в интернете.

Значит ли это, что ЕС сел за стол этих переговоров с США в феврале 2013 года без какой-либо серьезной политической дискуссии как внутри Еврокомиссии, так и внутри Совета ЕС? Так и есть. Это не должно вызывать у нас такое удивление, если мы вспомним, что Баррозу был тем, кто, будучи премьер-министром Португалии, ставил себе в заслугу организацию «Встречи на Азорских островах», где было достигнуто согласие о военном вторжении в Ирак. Что, само по себе, не стало препятствием тому, чтобы, какое-то время спустя, он был назначен на должность председателя Еврокомиссии.

Таким образом, переговоры о ТТИП представляют собой, с точки зрения Европейского Союза, типичный пример политики без четко определенного направления, которая, проще говоря, смогла «запрыгнуть на последнюю ступень уходящего поезда», приведенного в движение совсем для других целей. Если мы попытаемся понять смысл всего этого, первое на что мы должны обратить внимание – это то, что торговые и инвестиционные отношения между ЕС и США являются очень открытыми (вот уже как много десятилетий). Следовательно, отсутствует и та оставшаяся для переговоров субстанция, которая бы позволила стать этому двустороннему соглашению «либерализующим» или «гармонизирующим». И если барьеры и ограничения для свободной торговли и движения инвестиций или различия в регулировании по какой-то причине (нравится она нам или нет) остаются, то устранить их - далеко не простая задача. Подобное происходит, например, со стороны Евросоюза в двух ключевых областях, где его интересы являются «протекционистскими» и сталкиваются с «наступательными» интересами США, которые также представляются им важными. Это аудиовизуальный сектор (и, в общем, все, что связано с информационными/интернет технологиями) и запрет на реализацию мясных продуктов, произведенных с использованием гормонов роста, в отношении которых Европейский Союз, тем или иным способом, уже давал понять, что они не подлежат обсуждению.

Кто-то может задать себе вопрос: «Если уже существует большое количество  областей, которые были либерализованы, а сектора, где по-прежнему существуют барьеры, не поддаются процессу либерализации, о чем мы вообще будем вести речь на переговорах?» Возможно, это тот самый вопрос, о котором должны были задуматься, прежде чем принять решение о начале этих переговоров. Тем не менее, как было сказано выше, этого не случилось. Соответственно, какие предположения можно сделать о финальных результатах переговоров о ТТИП? Возможно, наиболее благоразумным будет предположить, что в какой-то момент, дабы избежать затухания переговорного процесса,  будет принято решение закрыть переговоры соглашением пространного характера, но которое, вместе с тем, будет представлено общественности как значительный успех, открывающий новый этап в трансатлантических отношениях. К сожалению, мы, гражданское общество и компании Европейского Союза, начинаем настораживаться, когда речь заходит о таких политических действиях…

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.