Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Желтовой Ксении на статью Л. Лаццеретти и С. Оливии «Переосмысляя трансформацию города: путь Флоренции от города искусства до города креативной моды»

Аннотация Желтовой Ксении на статью Л. Лаццеретти и С. Оливии «Переосмысляя трансформацию города: путь Флоренции от города искусства до города креативной моды»

Название статьи: Rethinking city transformation: Florence from art city to creative fashion city

Авторы: Luciana Lazzeretti, Stefania Olivia

Данное исследование призвано внести вклад в дискуссию об экономической трансформации города на материале эволюции Флоренции от «города искусства» к «городу креативной моды». В рамках модели зависимости от предшествующего развития (англ. path dependence model) в статье рассматривается зарождение, развитие и утверждение модного сектора во Флоренции. Результаты исследования показывают, что наличие культурной и творческой базы, а также знаний и компетенций, связанных с ремесленной традицией, способствует формированию модного кластера.

Художественное и культурное наследие Флоренции уходит корнями в эпоху Возрождения. В настоящее время в пределах Флоренции насчитывается несколько взаимосвязанных кластеров, вбирающих в себя историческое наследие города:

- туристический кластер;

- музейный кластер;

- кластер художественной реставрации;

- модный кластер.

Флорентийский модный кластер характеризуется высокоразвитой производственной системой, берущей начало в традициях кожевенного мастерства. Географически флорентийский модный кластер охватывает два района в пределах города – центр и окраины. В историческом центре расположены флагманские магазины ведущих итальянских брендов класса люкс (например, Luis Vuitton, Prada, Dolce & Gabbana), а также мастерские традиционных флорентийских ремесленников, называемые боттегами (итал. bottega). На окраинах же города сосредоточены офисы основных модных компаний и малые и средние предприятия, специализирующиеся на изделиях из кожи, которые тесно сотрудничают с флорентийскими модными домами, такими как Gucci и Salvatore Ferragamo.

Модель зависимости от предшествующего развития подразделяет трансформацию города на несколько этапов. На преформационном этапе (англ. preformation phase) Флоренция была богата материальными и нематериальными культурными ресурсами. Кроме того, в городе сформировались традиции художественного, кожевенного и ювелирного мастерства.

На этапе зарождения (англ. path creation phase), который пришелся на 1950-1970-е гг., во Флоренции были проведены первые в Италии международные показы моды, от которых и принято отсчитывать историю флорентийской модной индустрии.

На этапе развития (англ. path development phase), охватывающем 1970-2000-е гг., укрепление Флоренции в статусе промышленного модного города совпало с появлением ряда поддерживающих организаций (например, Centro di Firenze per la Moda Italiana), учебных заведений, выпускающих высококвалифицированные кадры для модных компаний (например, Istituto Marangoni), а также ежегодных мероприятий, призванных привлечь внимание к местной модной индустрии (например, Pitti Immagine).

Наконец на современном, динамическом этапе (англ. path as a dynamic process) экономическая трансформация города мотивирована адаптационными и инновационными процессами, в результате которых Флоренция оформится в качестве постиндустриального креативного города.

Авторы статьи утверждают, что процесс трансформации города был в значительной степени облегчен наличием богатого культурного наследия и ремесленных традиций. Потенциал Флоренции как города моды находил подтверждение на примере отдельных предпринимателей, добившихся международного успеха еще в первой половине XX в. – например, Гуччио Гуччи и Сальваторе Феррагамо. Кроме того, следует отметить ключевую роль Джованни Баттисты Джорджини, организатора первых флорентийских модных показов, которые стали отправной точной для развития местной модной индустрии. Наконец, трансформации Флоренции во многом способствовала синергия, установившаяся между модными компаниями и местными вспомогательными организациями и исследовательскими центрами.

Источник: European Planning Studies, 2018. DOI: 10.1080/09654313.2018.1478951

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.