Аннотация Сергеевой Алины на статью «Fiscal Stimulus in the European Union to Stabilize the COVID Shock» Авторы: Séverine Menguy
В ответ на кризис COVID-19 правительства и органы общественного здравоохранения во всем мире ввели меры изоляции (закрытие и карантин). Эти меры привели к закрытию целых секторов экономики, особенно тех, которые обеспечивали экономическую деятельность и услуги, предполагающие высокий физический контакт с другими людьми, такие как реставрация, туризм (гостеприимство), культура и досуг.
Авторы рассматривают фискальную политику, принятую в 2020 году в пяти странах Европейского союза (ЕС) для борьбы с пандемией COVID-19. Следующим шагом авторы статьи показывают корреляцию между фискальными показателями и ростом ВВП. Экономическая стабилизация проходила легче в странах, где бюджетный дефицит и государственный долг были относительно небольшими, и было больше возможностей для маневра по проведению антициклической налогово-бюджетной политики. Кроме того, увеличение государственных расходов (денежных трансфертов) не всегда коррелировало с экономическим ростом, тогда как сохранение государственных доходов было важно в случае снижения налогов. Что касается налоговых поступлений стран-членов ЕС в 2020 году, снижение налога на прибыль корпораций для поддержания производственного предложения и создания материальных ценностей фирмами привело к более высоким темпам экономического роста. Снижение налогового давления способствует появлению у фирм большего количества свободных средств, которые они могут вкладывать в свое развитие. Упрощенные факты показывают, что рецессия была слабее в странах, где относительный вес косвенного налогообложения потребления домохозяйств увеличился, как, например, в странах Северной Европы.
В случае сильного изменения спроса и предложения стабилизация экономики всегда сложнее в странах, не имеющих фискального пространства для маневра, где бюджетный дефицит и государственный долг уже очень высоки (Италия, Франция, Испания). Напротив, в странах с исходно благополучной фискальной ситуацией, где дефицит бюджета невелик, а государственный долг умерен, ограничить масштабы экономического кризиса гораздо проще (Ирландия, Германия).
Увеличение государственных расходов не связано однозначно с экономическим ростом, так как государственные расходы не всегда достаточно продуктивны. Однако крайне важно избежать коллапса государственных доходов, который напрямую связан с уровнем экономической активности: личного потребления домохозяйств и частного производства фирм.
В 2020 году страны, где относительная доля косвенного налогообложения в их государственных доходах увеличилась, казались менее затронутыми кризисом COVID, чем страны, где увеличилась относительная доля прямого налогообложения. Действительно, стилизованные факты показывают, что страны, где относительный вес прямого налогообложения значительно вырос, такие как Греция, Португалия, Испания и Италия, больше пострадали от кризиса. Напротив, страны, где относительный вес косвенного налогообложения увеличился, например страны Северной Европы (Нидерланды, Дания или Финляндия), меньше пострадали от кризиса. Таким образом, кризис предоставил этим странам возможность снизить бремя прямого налогообложения и поддержать экономическую деятельность, ограничив финансовые затраты для компаний, связанные с производством, созданием богатства и добавленной стоимостью
Источник: Fiscal Stimulus in the European Union to Stabilize the COVID Shock Séverine Menguy Faculté Sociétés et Humanités, Université Paris Cité, France Corresponding Author: Séverine Menguy , Email: severine.menguy@orange.fr Copyright ©2022 Journal of Economic Integration