Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация на статью Мелони Д., Свиннен Й. Торговля и терруар. Политические и экономические аспекты первых в мире географических указаний

Аннотация на статью Мелони Д., Свиннен Й. Торговля и терруар. Политические и экономические аспекты первых в мире географических указаний

В данной статье авторы исследуют причины введения географических указаний (ГУ) как инструмента регулирования торговли продовольственными товарами и причины изменения их разграничения (расширения) в дальнейшем. В отличие от предыдущих исследований, которые применяли различные методы моделирования, данное исследование строится на анализе исторических кейсов введения особых методов регулирования (ГУ). Авторы прямо связывают введение ГУ с давлением лоббистских групп. Несмотря на то, что такой исторический подход имеет очевидные методологические недостатки, так как он не берет в расчет другие переменные, которые оказывают влияние на спрос и предложение ГУ как метода регулирования, он позволяет более детально изучить механизмы, лежащие в основе внедрения ГУ и специфику их регулирования и динамики.

Так как первые в мире географические указания (ГУ) были в винном секторе и играли значимую роль в регулировании рынка вина на территории Европы, авторы используют их для проведения исследования. В статье проводится детальный анализ каждого исторического кейса (четыре ГУ) и взаимодействия между торговлей и терруарами. Торговля играла очень важную роль в создании терруаров, но механизмы, с помощью которых торговля стимулировала ГУ, были различными. Для Порта и Кьянти решающее значение имел экспорт на внешние рынки (Великобритания); для Бургундии - внутренняя торговля с Парижем; для Шампанского ГУ решающую роль играл не экспорт, а давление со стороны импорта вина и новых винодельческих регионов. Расширение GI через годы и столетия после их введения происходило в виду нескольких факторов: значительные политические изменения; распространение новой философии на либеральных и свободных рынках по всей Европе; инвестиции в инфраструктуру, которые открыли рынки и удешевили экспорт от "новых" производителей.

Авторы статьи на основе проведенного анализа исторических примеров делают вывод о том, что сокращение асимметричной информации (экономический аспект) и конфликт по поводу распределения ренты (политический аспект) были важными факторами создания первых ГУ. Однако политические факторы (в частности, интересы традиционных виноградников и купцов и их отношения с правящими политиками) были решающими в точном разграничении ГУ. Изменения в структурах политической власти в сочетании с изменениями в доминирующей философии и транспортной инфраструктуре оказали значительное влияние на то, как расширялись или не расширялись ГУ в последующие годы и столетия.

В заключении авторы делают акцент на том, что причины разграничения ГУ и их расширения или не расширения также важны точки зрения динамики, поскольку они продолжают оказывать влияние на ГУ и сейчас. ГУ для Бургундии, Порта, Кьянти и Шампанского были установлены в 1935, 1907, 1932 и 1927 годах и с тех пор все эти разграничения сохранились неизменными. С учетом значительных экономических, институциональных и торговых изменений, произошедших с тех пор, становится ясно, что такие исторически сложившиеся политические и экономические факторы должны быть учтены для корректной оценки аргументов за и против включения ГУ в торговые соглашения.

Источник:

Meloni G., Swinnen J. (2018). Trade and terroir. The political economy of the world’s first geographical indications. Food Policy, 81. pp. 1-20

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.