Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация на статью К. Деконинк, М. Хьюсманс, Дж. Свайнен «Политическая экономия географически указаний»

Аннотация на статью К. Деконинк, М. Хьюсманс, Дж. Свайнен «Политическая экономия географически указаний»

В статье К. Деконинк, М. Хьюсманс, Дж. Свайнен «Политическая экономия географически указаний» анализируется политический процесс, регулирующий создание и размер новых географических указаний (ГУ) с учетом лобби производителей.

Авторы статьи обращают внимание на то, что многие исследования рассматривали ГУ с точки зрения повышения благосостояния потребителей, производителей и социума в целом, их экономической эффективности, но до сих пор уделялось достаточно мало внимания размерам ГУ и их соотношению с размерами, являющимися оптимальными для социума. В виду того что суть ГУ заключается в его специфическом "терруаре", т.е. в его географическом регионе определенного размера, размер ГУ влияет на распределение ренты между заинтересованными группами и общее благосостояние. При определении размера ГУ, как правило, большую роль играет правительство, поэтому важно учитывать аспекты политической экономии.

Авторы изучают определение оптимального размера географического указания с учетом интересов потребителей, производителей, социума и правительства, а также показывают, как в процессе переговоров с правительством определяется оптимальный размер ГУ, являющийся компромиссом между представлениями заявителя и правительства.

В статье представлена экономическая модель, построенная с учетом четырех особенностей ГУ:

  1. при большом размере ГУ увеличивается объем производства и снижается цена;
  2. при большом размере ГУ определенные постоянные расходы (создание и поддержание регулирующего института, маркетинг и т.д.) могут быть распределены между большим количеством производителей;
  3. при большом размере ГУ существует возможность негативного влияния на качество продукта, что в свою очередь отражается на полезности для потребителя и равновесной цене;
  4. Инициатором создания ГУ и определения его размера обычно является производитель продукции наиболее высокого качества, который и берет на себя ведущую роль в переговорах с правительством.

Авторы моделируют процесс взаимодействия между заявителями и правительством в виде торгов с чередующимися предложениями и показывают, что размер географического указания является компромиссом между пожеланиями заявителя и правительства. Чем больше терпения у заявителя и чем больше его лоббистский вес, тем ближе будет оптимальный принятый размер ГУ к желаемому.

В статье высказывается предположение, что любое географическое указание, являющееся результатом политического процесса, способствует повышению благосостояния, но не все способствующие повышению благосостояния ГУ будут предложены производителями для регистрации.

Источник: K. Deconinck, M. Huysmans, J. Swinnen (2015). The Political Economy of Geographical Indications. ICOS Discussion Paper Series, Discussion Paper 372/2015

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.