Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Мунировой Эвелины на статью Джефри Киенстра «Airbus, Boeing и ВТО в дискуссии о субсидиях для гражданской авиации»

Аннотация Мунировой Эвелины на статью Джефри Киенстра «Airbus, Boeing и ВТО в дискуссии о субсидиях для гражданской авиации»

В данной статье автор затронул конфликт, который  возник между двумя самыми крупными на сегодняшний день компаниями, производящими гражданские самолеты - Airbus и Boeing. Суть конфликта состоит в обвинениях со стороны США о многомиллиардных субсидиях, которые были переданы Airbus Европейским Союзом. Соединенные Штаты Америки инициировали процесс урегулирования спора и призвали ВТО принять меры за нарушение правил международной торговли. В ответ на выдвинутое заявление, ЕС также выступил с обвинением относительно субсидий для Boeing со стороны американского правительства в виде налоговых льгот и государственных контрактов. По словам автора,  главным последствием данного спора является то, как этот инцидент повлиял на дальнейшую возможность использовать субсидии в целом на всем рынке гражданских воздушных судов. 

Автор статьи провел оценку конкурентных преимуществ Airbus и Boeing на рынке производства гражданских самолетов,  кроме  того, были подробно рассмотрены международные соглашения за разные годы, относящиеся к субсидированию. Особое внимание в данной статье уделяется источникам формирования субсидий. В совокупности в период с 2000-2004 гг. на одну только разработку самолета A380 компанией Airbus было получено 6,5 млрд. долл., которые включают в себя 4 млрд. долл. в виде стартовой помощи, 900 млн. долл. – кредит от Европейского инвестиционного банка, 960 млн. долл. были выделены Гамбургом, 257 млн. долл. – получены от властей г. Тулузы и 31,2 млн. долл. – предоставлены Welsh Assembly для промышленных разработок, более того было указано несколько грантов на научные исследования и разработки.

Помимо этого, автором были приведены подробные описания панельных переговоров, проведенных между сторонами. Также, по его словам, исход данного конфликта не был безболезненным ни для одной из сторон, так как компании являются прямыми конкурентами друг друга и переговоры ВТО, а также ужесточение соглашений о возможных способах субсидирования, предоставили достаточно инструментов как для Airbus, так и для Boeing для завоевания лидерства на рынке. Таким образом, конфликт между авиастроительными компаниями затронул все будущее состояние авиационной отрасли и привел к серьезному ужесточению правил субсидирования производства гражданских самолетов.

 

 

Источник: Jeffrey D. Kienstra. Clearing for Landing; Airbus, Boeing, and the WTO dispute over Subsidies to large Civil Aircraft (2012). Northwestern Journal of International Law & Business, issue 3, pp. 569- 606

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.