Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Маржохова Мурата к статье: Б. Барнард "Свежие санкции ЕС против России угрожают рынку грузоперевозок стран Балтии"

Аннотация Маржохова Мурата к статье: Б. Барнард "Свежие санкции ЕС против России угрожают рынку грузоперевозок стран Балтии"

Оригинальная статья:

http://www.joc.com/maritime-news/trade-lanes/fresh-eu-sanctions-russia-threatens-baltic-shipping-market_20140904.html

В статье «Свежие санкции ЕС против России угрожают рынку грузоперевозок стран Балтии», Брюса Барнарда, говорится о влиянии санкций ЕС на рынок грузоперевозок Балтийских стран. В настоящий момент в связи с санкциями на рынке грузоперевозок наблюдается снижение объемов перевезенного груза. Автор пишет, что хотя свежие европейские санкции не оказывают прямого влияния на контейнерные перевозки как из, так и в Россию, они возможно инициируют ответные действия со стороны Москвы, которые приведут к дальнейшему снижению торговых потоков.

Еще до встречи представителей ЕС в Брюсселе рубль упал до своего исторического минимума против доллара, ограничив покупательную способность российских потребителей и приведя к снижению импорта потребительских товаров из ЕС, что и являлось основой быстрого роста контейнерных перевозок за последние десятилетие.

Растущее влияние санкций стало очевидно после решения DFDS (датская судоходная компании, лидер на европейском рынке) приостановить движение по маршруту между Травемюнде (Германия) и Клайпедой (Литва) в конце августа, спустя 2 месяца после открытия пути между немецким и литовским портами. Объемы грузовых перевозок компании во втором квартале 2014 г. выросли всего на 0,3%, а с учетом ограничений импорта ситуация лишь ухудшится.

Влияние «противостояния» Брюсселя и Москвы почувствовали также и порты на северо-западе Европы и в Скандинавии, объемы грузоперевозок существенно снижаются. Так, для Гамбургского порта Россия остается вторым по значимости (после Китая) рынком для перевозок. В порту отметили, что объемы их контейнерных перевозок увеличатся на 5% лишь благодаря росту перевозок в Китай и лишь при условии, что Россия не усилит ограничения на внешнюю торговлю.

Кроме того, от санкций ЕС страдает и рынок перевозок автотранспортом. В результате компаниям, работающим на российском рынке, приходится переключаться на европейский рынок и повышать фрахтовую ставку.

Украинский кризис оказывает сильное влияние на мировой рынок грузоперевозок, который вырос всего на 1,8% в июле 2014 г.  по сравнению с тем же периодом в прошлом году, в то время, как в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошел рост в 7,1%, в Северной Америке - на 5,2%. Если Москва запретит грузовые чартерные рейсы из ЕС или полеты самолетов ЕС над Сибирью, то это приведет к дополнительным потерям в размере $350 млн.

Автор отмечает, что худшего момента для санкций для рынка фидерных перевозок стран Балтии и придумать нельзя было, так как данный рынок в 2014 году сильно страдает из-за проблем в таких стратегически важных пунктах, как Роттердам и Гамбург.

Ожидается, что новые правила помогут перевести трафик с морских перевозок на перевозки автотранспортом, в том числе тех, которые раньше использовались на российском направлении.

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.