Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Малич Анастасии на статью Бассама Фату и Амриты Сен «Договорятся ли страны ОПЕК? Вопрос не в этом»

Аннотация Малич Анастасии на статью Бассама Фату и Амриты Сен «Договорятся ли страны ОПЕК? Вопрос не в этом»

В последнее время под пристальным вниманием находится намерение Саудовской Аравии изменить свою нефтяную политику и сотрудничать с Организацией стран-экспортёров нефти (ОПЕК) в сфере сокращения объёмов нефтедобычи. Некоторые эксперты считают, что это решение является признанием со стороны властей страны провала проводимой нефтяной политики, другие полагают, что страна находится в финансовом кризисе и это последний шанс договориться с другими государствами-производителями о «болезненном» для Саудовской Аравии сокращении объёмов добычи нефти.

После финансового кризиса 2008 г. нефтяная политика Саудовской Аравии прошла три основных этапа. В 2011-2013 гг. страна наращивала добычу нефти для компенсации перебоев с поставками в других регионах. В 2013-2014 гг. добыча нефти находилась примерно на одном уровне – 9,6-9,7 млн. баррелей в день. С конца 2014 года на фоне отсутствия сотрудничества со странами-членами ОПЕК и остальными государствами, было принято решение о наращивании доли саудовской нефти на мировом рынке и увеличении объёмов добычи до 10,75 млн. баррелей в день в июле 2016 г. Действия страны в 2016 г. можно оценивать неоднозначно: Саудовская Аравия объявляет о готовности сотрудничать со странами ОПЕК в вопросах сокращения или заморозки объёмов добычи нефти, в то же самое время увеличивая количество добываемого топлива. Объёмы нефтедобычи в Саудовской Аравии в последние два года часто менялись в зависимости от внутренних факторов (большая зависимость экономики от нефтяных доходов), внешних факторов (изменения рыночных условий) и факторов, связанных с влиянием ОПЕК.

Однако важно учитывать, что намерения Саудовской Аравии сотрудничать с ОПЕК в сфере сокращения нефтедобычи ещё не означают кардинальных изменений в её нефтяной политике. Так, авторы выделяют четыре основополагающих принципа, которые должны соблюдаться для успешных переговоров на заседании ОПЕК в ноябре:

 1) Саудовская Аравия не будет действовать в одностороннем порядке и любое соглашение должно быть частью коллективных усилий как в рамках ОПЕК, так в отношении с другими ключевыми игроками рынка нефти;

 2) Существует определённый уровень нефтедобычи, который страна не должна нарушать;

 3)Любая потенциальная сделка должна быть политически приемлемой для саудовского руководства;

4) Достигнутые договорённости должны иметь реальное влияние на нефтяные цены и привести к повышению доходов Королевства.

 Авторы отмечают, что соблюдение всех этих принципов будет крайне затруднительным для Саудовской Аравии и положительный исход ноябрьского заседания ОПЕК маловероятен. Однако даже в случае достижения согласия в вопросе сокращения нефтедобычи членами Организации, возникает новый вопрос о распределении квот между странами-членами ОПЕК.

 

Источник: Fattouh B., Sen A. OPEC Deal or No Deal? This is Not the Question. Oxford, Oxford Institute for Energy Studies, 2016.

https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2016/10/OPEC-Deal-or-No-Deal-This-is-Not-the-Question.pdf

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.