Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Ларионовой Веры на статью Яньлин Чжоу «Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

Аннотация Ларионовой Веры на статью Яньлин Чжоу «Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

В статье автор рассматривает проблемы, с которыми сталкивается Китай в ходе реализации проекта «Один пояс, Один путь», а также заимоотношения России и Китая и выдвигает предложения по углублению торгово-экономического сотрудничества между этими странами. Китай и Россия близки друг к другу и установили хорошие отношения сотрудничества. Однако из-за длительной «политической горячности и экономической холодности» потенциал торгово-экономического сотрудничества недостаточно развит. С выбором Россией «стратегии поворота на Восток» и появлением проекта «Один пояс, один путь» и других новых внутренних и международных тенденций развития китайской экономики возникают новые задачи в экономическом и торговом сотрудничестве между Китаем и Россией.

В последние годы экономическое и торговое сотрудничество между Китаем и Россией сохраняет хорошую динамику, а двусторонняя торговля товарами имеет стремительный рост. Автор приводит данные статистики китайской таможни для анализа торговли между Россией и Китаем. Опираясь на эти данные, автор утверждает, что объем импорта и экспорта между Китаем и Россией в 2016 году вырос по сравнению с 2015, Исходя из этого следует, что Китай является крупнейшим торговым партнером России, вторым по величине экспортным рынком и крупнейшим источником импорта.

Проект «Один пояс, один путь», запущенный в 2013 году, способствовал развитию китайской экономики и созданию множества местных возможностей для трудоустройства. Почти 40 стран подписали с китайскими бизнесменами «соглашения о совместном строительстве и сотрудничестве». Китайские предприятия создали 56 масштабных зон сотрудничества в странах, расположенных вдоль проекта «Один пояс, один путь», а общий объем инвестиций составил 18,55 миллиарда долларов. В 2016 году прямые китайские нефинансовые инвестиции в Россию достигли 14,02 миллиарда долларов и сохранили свои позиции четвертого по величине источника инвестиций в Россию. Основываясь на этих данных, автор приходит к выводу, что Россия играет важную роль в стратегии проекта «Один пояс, один путь».

Однако, хотя динамика торговли между Россией и Китаем положительна, торговый масштаб не может сравниться с объемом торговли между Китаем и Соединенными Штатами. Кроме того, этот объем ниже, чем объем китайско-японской торговли и китайско-корейской торговли. Объем торговли между Россией и Китаем составляет 1,9% от общего объема китайской торговли, а то время как объем китайско-американской торговли, китайско-японской торговли, китайско-южнокорейской торговли соответственно составляет 14%, 7% и 5,7% от общего объема торговли Китая. Россия в основном экспортирует в Китай энергоносители и сырьевые товары (сырую нефть, уголь, бревна). С точки зрения Китая, основными экспортными товарами в Россию являются механическое оборудование, электрические машины, электрооборудование, аудиовизуальное оборудование и сельскохозяйственная продукция. В последние годы китайский экспорт электромеханической продукции в Россию стремительно растет, играя активную роль в оптимизации структуры китайского экспорта в Россию.

Автор утверждает, что пострадавшая от американских и европейских санкций и падения мировых цен на нефть российская экономика переживает спад. В 2015 году зафиксирован отрицательный рост в 3,7% и номинальный ВВП в 1,31 трлн долларов, что лишь примерно на 100 млрд долларов больше, чем Гуандун, самая экономически жизнеспособная провинция Китая. Кроме того, доходы от заработной платы упали на 10%. Исходя из этого, в процессе расширения торгово-экономического сотрудничества с Россией, Китаю следует в полной мере учитывать факторы риска и затягивать процесс двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Для улучшения торгово-экономических взаимоотношений автор предлагает: 1) содействовать трансформации и модернизации китайско-российского торгово-экономического сотрудничества посредством инновационного сотрудничества. Обе страны должны стремиться к точке роста трансформации и модернизации двустороннего сотрудничества, а также использовать приоритетные направления сотрудничества и развития, осуществлять инновационное сотрудничество в формирующихся отраслях промышленности. Режим инноваций и открытости в торгово-экономическом сотрудничестве между соседними регионами Китая и России может способствовать развитию торговли услугами в приграничных районах, а также улучшить открытость таких сфер, как туризм и логистика, и способствовать переходу межотраслевого сотрудничества между Китаем и Россией от традиционного сотрудничества к новым сферам; 2) создать устойчивый механизм сотрудничества для достижения политического взаимного доверия и общего стремления народов. Китай и Россия должны создать механизм обмена и совместно играть ведущую роль обеих стран, а также создать долгосрочный и стабильный механизм сотрудничества, соответствующий экономическому и торговому развитию обеих стран.

Автор приходит к выводу, что в процессе торгово-экономического сотрудничества Китая и России существуют некоторые локальные проблемы. В долгосрочной перспективе оно будет дополнять преимущества друг друга. Россия и Китай будут продолжать стабилизировать торговлю такими объемными товарами, как энергия и ресурсы, ускорять реализацию стратегических крупномасштабных проектов сотрудничества, проводить больше совместных исследований и разработок.

Источник: Yanling Zhou “Sino-Russian Economic and Trade Cooperation under “the Belt and Road Initiative”, Advances in Economics, Business and Management Research, vol. 32, https://www.atlantis-press.com/proceedings/emle-17/25888283

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.