Аннотация Ларионовой Веры на статью Анастасии Лихачевой и Григория Калачухина «Политика России разворота на Восток: загадка экспорта, ЗСТ и Евразийская интеграция»
В своей статье авторы рассматривают проблему взаимосвязей между политикой разворота, отношениями России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и отношениями ЕАЭС к зонам свободной торговли (ЗСТ) с азиатскими странами. Дается оценка структуры торговли между Россией и Китайской Народной Республикой (КНР), Республикой Корея и Японией. Сравниваются существующие тенденции в торговле с деятельностью Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по либерализации торговли в Азии.
По мнению авторов, в XXI веке центр мировой экономической активности переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Наблюдается трансформация модели развития АТР от «фабричной Азии» к «Азии для Азии». Этот факт подтверждают увеличение инвестиций в регионе и рост внутрирегиональной торговли. Азиатская интеграция направлена на процесс либерализации, которая, в свою очередь, ориентирована на создание широкой сети свободной торговли (ЗСТ). Данная «азиатизация» мировой экономики и политики привела к перераспределению деятельности и ресурсов всех ключевых игроков в сторону азиатского рынка. В России этот процесс назвали "поворотом на Восток". Большинство экспертов по данному вопросу придерживаются одного мнения, что, на данный момент, политические изменения России в сторону Азии более успешны, чем экономические.
Россия, согласно договору с ЕАЭС, на своем пути не может действовать в одиночку, и основным агентом российской деятельности в Азии является ЕЭК – ключевой исполнительной институт. В то время как происходит быстрая эволюция ЗСТ через подписание торговых соглашений, таких как всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, временное применение всеобъемлющего экономического и торгового соглашения Канада-ЕС, переговоры о региональном экономическом партнерстве и т.д., Россия и ЕАЭС не участвует в создании мегарегиональных торговых соглашений, поскольку создание ЗСТ ЕАЭС началось только в 2015 году. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве имеется только с Китаем, и остаются открытыми вопросы в отношении Республики Корея и Японии.
По мнению авторов, экспорт России крайне зависит от нетарифных мер регулирования, что является камнем преткновения в ходе интеграции России в Северо – Восточной Азии. Из-за особой важности китайского рынка, для России была бы выгодна отмена запрета на поставки пшеницы, а также получение максимум информации о регулировании рынка через переговоры ЕЭК. В Японии российские экспортеры сталкиваются с особыми требованиями (к рису, пшенице, древесине и др.). Несмотря на многосторонний процесс согласования этих мер, имеется потребность в их смягчении для российских экспортных предприятий, приглашающих японских инвесторов к совместным экспортно-ориентированным проектам в России. Для снижения рисков российского экспортно-ориентированного сельского хозяйства и химической промышленности в Корее важно установить канал связи со страной для обеспечения экспорта ключевых культур после выполнения корейских требований.
Авторы приходят к выводу, что анализ нетарифных аспектов ЗСТ имеет важное значение для ЕАЭС. Россия пытается подтолкнуть страны Северо-Восточной Азии к отмене существующих запретов. Однако такие вопросы должны решаться не только на межправительственном уровне. В отношениях России со странами Северо-Восточной Азии политическая конвергенция движется значительно быстрее экономической интеграции из-за большого количества барьеров в этих странах, а также низкого прогресса в переговорах о ЗСТ на уровне ЕАЭС. Таким образом, для расширения российского экспорта и усиления политического движения «поворота на Восток», необходимо использовать двусторонние треки для устранения избыточных барьеров.
ЕЭС в своих внешних интеграционных инициативах по-прежнему придерживается «догоняющего» режима сотрудничества в рамках своих международных инициатив, ограничивая свою деятельность либо преимущественно политическими документами (как с Китаем), либо ориентируясь на двусторонние ЗСТ («ЕАЭС + страна-партнер»). Если Россия стремится и в дальнейшем успешно продвигать политику разворота, то ей необходимо стараться активизировать диалог Россия – ЕАЭС – азиатские партнеры.
Источник: Anastasia B. Likhacheva, Hryhorii M. Kalachyhin RUSSIAN POLICY OF THE PIVOT TO THE EAST: PUZZLE OF EXPORTS, FTAS AND EURASIAN INTEGRATION