Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Ларионовой Веры на статью Александра Лукина «Поворот России в Азию: миф или реальность?»

Аннотация Ларионовой Веры на статью Александра Лукина «Поворот России в Азию: миф или реальность?»

В статье автор задается главным вопросом: «Поворот России в Азию — это миф или реальность?» А также рассматривает историческую составляющую взаимоотношений России с Западом и Востоком, и пытается понять Россия – это Европа или Азия. Проведя исследования, автор утверждает, что «в России мнения по этому вопросу менялись в зависимости от периода и политических наклонностей людей». Например, в Древней Руси не было разделения на Европу и Азию и государство рассматривалось как единое целое. Со времен Петра Великого и на протяжении всего XVIII века Россия официально считалась частью Европы. В XIX веке правительство Николая I выдвинуло новую официальную концепцию, что Россия – это не европейская страна, а особая держава, которая основана на «православии, самодержавии и народности». После распада Советского Союза Россия стала менее активно участвовать в делах Ближнего Востока и была почти полностью согласна с действиями Запада в этом регионе. Однако, после нескольких лет безуспешных попыток стать частью «цивилизованного Запада» и в ответ на растущее непонимание с Западом, Россия стала рассматривать сотрудничество с Китаем, Индией и другими растущими незападными центрами силы как «альтернативу идее создания единой Европы, единого, мощного «цивилизованного» блока, который станет главным центром мировой политики».

По мнению автора, большего взаимодействия со странами Азии Россия достигла в сотрудничестве с Китаем. «Нормализация российско–китайских отношений началась еще при Брежневе и неуклонно развивалась на протяжении последовательных перемен в руководстве обеих стран». Они прошли через стадии зарождения и нормализации того, что сегодня стало тесным стратегическим партнерством. Экономическое сотрудничество – это одна из причин углубления связей России с Китаем и ее «поворота в Азию» в целом. Геополитические соображения сыграли большую роль в этом сдвиге, особенно на начальных этапах. Проиграв конкуренцию с Западом, советские лидеры стремились к нормализации отношений с КНР, чтобы «использовать «китайскую карту» против США — точно так же, как США ранее играли ею против России, — надеясь таким образом хотя бы частично разрушить то, что китайцы называют «объединенным антигегемонистским фронтом», включающим Китай вместе с США и их союзниками».

Сегодня рост азиатских экономик и смещение глобального центра экономической жизни в Азиатско-Тихоокеанский регион сделали для России актуальной практическую необходимость развития отношений со своими азиатскими партнерами — особенно в Центральной, Восточной и Южной Азии. Государства Центральной Азии являются либо участниками, либо потенциальными участниками Евразийского интеграционного проекта, который активно продвигает Россия. Они являются партнерами России в различных международных организациях, прежде всего в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входит и Китай.

Россия также постепенно наращивает свое взаимодействие с государствами-членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Что касается Южной Азии, то Россия развивает отношения с Индией, как в ходе двусторонних отношений, так и в рамках таких групп, как Россия, Индия, Китай (РИК) и Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР (БРИКС), Другие страны региона также важны для внешнеполитических целей России: Пакистан может сыграть ключевую роль в урегулировании афганской проблемы, Шри-Ланка проявила интерес к сотрудничеству в борьбе с терроризмом и даже получила статус партнера по диалогу ШОС, а Бангладеш — страна с быстрорастущей экономикой-обладает значительным потенциалом для долгосрочного торгово-экономического сотрудничества. Однако, автор уверен, что укрепление отношений с Азией не должно рассматриваться как альтернатива сотрудничеству с Западом, особенно с Европой, с которой русский народ во многом отождествляет и разделяет исторические связи, а также политические, торгово-экономические и культурные интересы. Сотрудничество с Западом остается ключевым условием решения стратегических задач модернизации России и достижения прорыва в развитии. Однако без расширения сотрудничества с растущими экономиками Азии Россия также не сможет достичь этой цели, как и другой стратегически важной цели — развития экономики сибирских и дальневосточных территорий. Поворачиваясь к Азии, Россия не отворачивается от Европы, а уделяет Азии уровень внимания, соизмеримый с практическими интересами России и реалиями XXI века.

Автор приходит к выводу, что поворот России в Азию-это реальность, мотивированная как политическими, так и экономическими интересами. И хотя этот сдвиг происходит не так быстро, как хотелось бы некоторым, и иногда сталкивается с трудностями, этот процесс определенно начался и, по всей вероятности, необратим. Конечно, отношения России с Западом на протяжении многих лет были самыми разными. И хотя сегодняшние крайне конфронтационные отношения могут впоследствии смениться более спокойным периодом, вероятно, невозможно, чтобы отношения когда-либо полностью вернулись к своему прежнему состоянию.

Источник: Alexander Lukin “Russia’s pivot to Asia: Myth or Reality?”, Strategic Analysis, Vol 11 October, 2016,

https://mgimo.ru/upload/iblock/44d/12.%20A.Lukin.%20Russia%20s%20Pivot%20to%20Asia%20Myth%20or%20Reality.pdf

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.