Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Колобовой Валерии на статью П. Тсенга и К. Каллинэйна «Ключевые факторы, предопределяющие выбор в пользу судоходства в Арктике: применение метода нечёткого анализа иерархий (МНАИ)»

Аннотация Колобовой Валерии на статью П. Тсенга и К. Каллинэйна «Ключевые факторы, предопределяющие выбор в пользу судоходства в Арктике: применение метода нечёткого анализа иерархий (МНАИ)»

Согласно последним климатическим прогнозам, таяние ледников в Арктике в ближайшие полвека продолжится, что улучшит возможности судоходства в данном регионе. Благодаря этому Северный морской путь (СМП) сможет составить конкуренцию традиционным транспортным артериям, например, Суэцкому каналу. Перевозка грузов по СМП позволит сократить расстояние и время в пути межу Европой и Азией. Тем не менее, существуют другие факторы, которые судоходные операторы должны учитывать, принимая решение при выборе маршрута транспортировки.

Исследователи фокусировались преимущественно на экономической целесообразности перевозок по Северному морскому пути, пренебрегая другими немаловажными аспектами. Авторы статьи стремятся решить вопрос, учитывая и систематизируя факторы, влияющих на поведение морских перевозчиков.

Эмпирической базой исследования послужили опросы руководителей ключевых судоходных компаний, базирующихся на Тайване. Географическое положение Тайваня ставит перед транспортными операторами актуальную проблему выбора Северного или Южного маршрута морской перевозки.

Авторы выделяют 4 категории факторов, влияющих на решение судоходных операторов: (1) экономические (стоимость топлива, расходы на экипаж, страхование, транзитные расходы, продолжительность плавания); (2) технические (услуги ледокольных кораблей, необходимость изменения конструкции судна, навигационные услуги, связь в реальном времени с радарами-детекторами); (3) политические (стратегии прибрежных стран арктического региона, морские конвенции, конфликтующие интересы стейкхолдеров); (4) относящиеся к безопасности (сложность погодной и географической обстановки, риски для здоровья и безопасности членов экипажа, своевременность поисково-спасательных операций, вероятность экологических катастроф).

Для определения важности факторов авторы присваивают им соответствующий вес, применяя метод нечёткого анализа иерархий (МНАИ). Данный метод, интегрируя классический метод анализа иерархий и нечёткие лингвистические переменные, подходит для принятия решений при многокритериальном анализе альтернатив.

Авторы приходят к выводу, что экономические факторы всё же играют первостепенную роль, за ними следуют факторы, относящиеся к безопасности, технические и политические соответственно. Однако анализ подфакторов выявляет, что первостепенное значение для судоходных операторов имеют возможные риски для здоровья и безопасности членов экипажа, сложность погодной и географической обстановки, а также расходы на топливо. Факторы, связанные с политическим климатом, также оказываются важными по экономическим соображениям.

Таким образом, несмотря на очевидные преимущества судоходства по Арктике: сокращение объёмов использованного топлива и времени плавания, -многие операторы не рассматривают Северный морской путь в качестве полноценной альтернативы Суэцкому каналу. По мере улучшения климатической ситуации в регионе, негативное влияние ряда факторов, выявленных в данном исследовании, будет ослабевать. Однако уже сейчас Арктический совет может предпринять соответствующие меры для улучшения ситуации.

Источник: Tseng, P. H., & Cullinane, K. (2018). Key criteria influencing the choice of Arctic shipping: a fuzzy analytic hierarchy process model. Maritime Policy & Management, 45(4), 422-438.

https://proxy.library.spbu.ru:2355/doi/full/10.1080/03088839.2018.144322

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.