Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Колобовой Валерии на статью М. Счача и Р. Мадленера «Влияние свободного ото льда Северного морского пути на рынок сжиженного природного газа и геополитическую ситуацию»

Аннотация Колобовой Валерии на статью М. Счача и Р. Мадленера «Влияние свободного ото льда Северного морского пути на рынок сжиженного природного газа и геополитическую ситуацию»

В мировой торговле природным газом около 10% приходится на сжиженный природный газ (СПГ). Аналитики компании ВР отмечают, что к 2020 году СПГ, вероятно, заменит традиционный трубопроводный газ. Особую роль в росте объёмов торговли данным сырьевым товаром должен сыграть Северный морской путь (СМП), ввиду интенсивного таяния льдов в данной области.

В статье авторы отвечают на следующие вопросы: (1) Как отразятся новейшие тренды в предложении и спросе на СПГ на развитии рынка данного сырьевого товара? (2) Насколько, с экономической и политической точки зрения, СМП важен для стран, производящих и потребляющих СПГ? (3) Каково влияние свободного ото льда СМП на рынок СПГ и геополитическую ситуацию?

Авторы пришли к следующим выводам. Наращивание производственных мощностей ведущими странами-производителями СПГ (США, Россия, Австралия) приведёт к переизбытку предложения сжиженного природного газа на мировом рынке, и, следовательно, снижению цен. Авторы отмечают, что в свете данных событий, производители СПГ теоретически могли бы заключить соглашение о ценах на данный товар. Однако такое соглашение стран-экспортёров СПГ вряд ли возможно в виду политических разногласий.

В отношении спроса на СПГ существует некоторая неопределённость. Возрождение атомной энергетики Японии, использование возобновляемых источников энергии в Корее, решение Китая сокращать выбросы углеводородов потенциально могут препятствовать росту торговли СПГ. Даже руководствуясь оптимистичными прогнозами относительно объёмов спроса на сниженный природный газ, следует понимать, что в случае переизбытка предложения, рыночная власть стран-импортёров СПГ возрастёт. В свою очередь либерализация рынка газа в Японии может привести к возникновению мирового центра торговли СПГ, где цена будет формироваться на основе спроса и предложения, а не индексироваться по цене на нефть. Такое более непредсказуемое ценообразование может негативно сказаться на окупаемости капиталоёмких проектов в Арктике.

С точки зрения логистики, факторами, обуславливающими привлекательность Северного морского пути по сравнению с Суэцким каналом, являются более короткое расстояние и возможность экономии топлива. В то время как Северный морской путь мало пригоден для контейнерных перевозок (ввиду недостаточной предсказуемости графика перевозок и отсутствия контейнерных портов вдоль маршрута), транспортировка наливных грузов, включая сжиженный природный газ, возможна. В настоящее время Россия и США активно конкурируют за азиатский рынок и, в связи с этим, каждая из стран заявляет свои права на использование СМП. По мере насыщения рынка Азии между Россией и США развернётся борьба за европейские рынки: авторы полагают, что избыточные объёмы СПГ будут поставляться в европейские страны именно из России с завода Ямал-СПГ, а не из США, ввиду более короткого расстояния. В свою очередь, азиатские партнеры активно инвестируют в создание и развитие инфраструктуры для разработки и транспортировки ресурсов Арктики. Тем не менее, дальнейшая инвестиционная активность в регионе будет обусловлена ценами на энергоресурсы и общей геополитической ситуацией в мире.

Источник: Schach, M., & Madlener, R. (2017). Impacts of an Ice-Free Northeast Passage on LNG Markets and Geopolitics. Energy Policy, (122), pp. 438 - 448

https://proxy.library.spbu.ru:2069/science/article/pii/S0301421518304555

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.