Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Карины Шикил на статью Екатерины Нежниковой, Оксаны Папельнюк и Анны Гороховой «Российско-китайский энергетический диалог: исследование наиболее перспективных энергетических направлений взаимодействия»

Аннотация Карины Шикил на статью Екатерины Нежниковой, Оксаны Папельнюк и Анны Гороховой «Российско-китайский энергетический диалог: исследование наиболее перспективных энергетических направлений взаимодействия»

Сотрудничество в энергетической сфере приобретает все большее значение в рамках российско-китайского стратегического партнерства. Главным толчком к переориентации внешней политики России в сторону Азии и укреплению экономического взаимодействия между странами стало введение антироссийских санкций. Согласно статье, данное сотрудничество необходимо России по нескольким причинам: укрепление позиций на мировом рынке нефти и газа, а также сохранение объема добычи нефти и снижение финансовых потерь в результате падения нефтяных котировок. В контексте санкций РФ особенно нуждается в политически, а главное экономически сильных союзниках именно поэтому Китай стал основным объектом во внешнеэкономической стратегии государства.

В статье авторы анализируют современное состояние торговых отношений между Россией и Китаем. По данным 2016 года товарооборот России с Китаем составил 66,1 млрд. долл. и увеличился на 4,02% по сравнению с предыдущим.

В торговом балансе преобладает экспорт углеводородов из РФ в КНР, что свидетельствует о значимости энергоресурсов в торговом сотрудничестве. Далее авторы выделяют приоритетные направления энергетического сотрудничества между странами, которыми стали – нефть, газ и атомная энергетика.

Промышленность Китая является крупнейшим потребителем нефти в мире. Рост китайского нефтеперерабатывающего сектора обуславливает растущий импорт нефти, а соответственно увеличение поставок «черного золота» из России. Так, по итогам 2016 года Россия является крупнейшим экспортером нефти в КНР. С увеличением экспорта нефти китайские компании начали активно участвовать в нефтяных проектах. Так, например, китайская CNPC и российские Роснефть и Транснефть подписали соглашения о поставках нефти сроком на 20 лет. Благодаря китайской политике ухода от потребления угольной энергии на газ, Россия и Китай активно развивают газовое направление энергетического сотрудничества. Китай является стратегическим партнером крупнейших российских газодобывающих компаний - Газпрома и Новатэка - и имеет контракты на поставку как трубопроводного, так и сжиженного газа. И наконец, КНР и РФ сотрудничают в ядерной сфере, совместно реализуют строительство АЭС. Примером такого партнерства является строительство первого и второго энергоблока АЭС Tainwan.

Авторы статьи считают, что энергетическое сотрудничество важно и перспективно для обеих стран. У России появилась возможность диверсифицировать экспорт энергоресурсов и уйти от традиционных рынков Европы, перспективы роста которых ограничены в сторону развивающихся регионов. Новые перспективы откроются у китайских газовых и нефтяных компаний, которые выйдут на российский рынок. Уже сейчас Россия приглашает китайские компании работать на шельфах в Арктике, что в перспективе может побудить партнеров из Китая к долгосрочным инвестициям в страну.

Источник: Nezhnikova E., Papelniuk O., Gorokhova A. E. Russia-China Energy Dialogue: Research of the Most Promising Energy Areas for Interrelation //International Journal of Energy Economics and Policy. – 2018. – №. 1.

http://econjournals.com/index.php/ijeep/article/view/6119

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.