Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Ивановой Влады Олеговны к статье Ленки Фойтиковой (Lenka Fojt?kov?) “Обязательства Китая перед ВТО в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности: законодательные и экономические последствия”

Аннотация Ивановой Влады Олеговны к статье Ленки Фойтиковой (Lenka Fojt?kov?) “Обязательства Китая перед ВТО в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности: законодательные и экономические последствия”

КНР стала 143-м членом ВТО 11 декабря 2001 года после 15-ти лет двусторонних и многосторонних переговоров. Учитывая, что Китай присоединился к организации, было разумно ожидать, что он примет не только общие правила многосторонней торговой системы, но и более конкретные обязательства, либерализующие обмен товарами и услугами и обеспечивающие более открытый доступ к национальному рынку для других членов ВТО. Хотя Китай является членом ВТО более 15-ти лет и отличается заметным прогрессом в продвижении свободной торговли и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, до сих пор идут споры о выполнении им своих обязательств. Действительно ли Китай принял законодательные акты, чтобы имплементировать правила ВТО? Статья рассматривает обязательства КНР в области прав на объекты интеллектуальной собственности и устанавливает, были ли они воплощены в законодательных актах. Также она освещает различные факторы и условия, которые оказали влияние на выполнение Китаем обязательств перед ВТО в сфере прав на объекты интеллектуальной собственности на государственном и местном уровнях.

Как только Китай вступил в организацию, правительство страны должно было внести изменения в тысячи законов и норм, влияющих на торговлю и инвестиции. Для того чтобы обеспечить совместимость ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и местных законов в этой области, страна была в первую очередь обязана: гарантировать национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для иностранных правообладателей интеллектуальной собственности; внести поправки в законы о торговых марках, чтобы включить особые условия о защите географических указаний; модифицировать патентное законодательство с целью усовершенствования условий принудительного лицензирования для патентов и уточнения объектов, для которых можно получить такое разрешение, а также выполнить ряд других условий.

Контроль над защитой прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется на национальном и местном уровнях с помощью Государственного совета, его административных органов и локальных правительств. Хотя китайские власти внесли поправки в национальные законы и нормы в соответствующей области, всеобъемлющая защита прав ещё не достигнута. Основные торговые партнёры республики считают первоочередной проблемой отсутствие координации между ответственными органами, местный протекционизм и коррупцию. Но, несмотря на то, что многие члены ВТО сомневаются в выполнении Китаем обязательств по ТРИПС, только один раз он был участником спора ВТО по нарушению прав на объекты интеллектуальной собственности. Это был процесс между США и КHP в отношении мер, воздействующих на защиту и осуществление прав в рассматриваемой сфере. Третейская группа ВТО пришла к заключению, что некоторые обвинения в адрес Китая являются обоснованными, и защита прав не обеспечена надлежащим образом. Присоединение страны к ВТО не означает, что обязательства, принятые её во время переговоров, автоматически выполнены.

Источник: CORE, Lenka Fojt?kov?, “China and WTO Review”, 2018, Vol. 1, 7-34, “China's Intellectual Property Rights Commitments in the WTO: Legal and Economic Implications”, 1 March 2018.

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.