Аннотация Евдокимовой Марии на статью Саида Файяза «Оценка цифровой торговли и электронной коммерции как нового направления экономической статистики»
Цифровая торговля и электронная коммерция стали неотъемлемой частью мировой экономики. Автор использует эти понятия совместно, изучая их, как новые объекты экономической статистики. Несмотря на растущие объемы цифровой торговли, еще не существует ее точного и общего определения. В статье рассматриваются основные характеристики электронной торговли: ее природа, продукты и основные акторы. Автором были выявлены проблемные вопросы этой отрасли: какие именно товары относятся к категории цифровых, как различать цифровые и нецифровые товары и услуги, как измеряется торговля услугами.
Исследование рассматривает цифровую торговую статистику как новое направление экономической статистики. Автор акцентирует внимание на текущем состоянии цифровой торговли и электронной коммерции в Иране, используя статистические данные ЮНКТАД, делает обзор основных индексов, сравнивает свойства методов электронной коммерции в стране.
К особенностям электронной торговли в Иране автор относит продажу товаров и услуг на нелегальных сайтах или в социальных сетях, таких как Instagram, Facebook и др., в таком случае транзакции не отслеживаются административными органами, что ведет к сложностям ведения общей статистики. В статье приводится несколько практических примеров (кейс-стади): анализируется стартап-проект на базе онлайн-платформы как новый вид экономической деятельности в Иране, также отчет компании "SHAPARAK Co" о цифровых транзакциях. По результатам кейс-стади были сделаны следующие выводы: для измерения электронной торговли крайне важно учитывать, каким образом онлайн-платформы были зарегистрированы, как они отслеживаются и обновляются, какого рода данными они оперируют; электронные платежи и транзакции представляют собой стремительную тенденцию, которая оказывает серьезное воздействие на другие секторы экономики Ирана.
В заключительной части исследования автор выделяет ряд проблем в сфере цифровой торговли, прежде всего связанных с отсутствием всеобъемлющей классификации электронных товаров и услуг и определения категории информации (данные). Автор также приходит к выводу, что для Ирана существенной трудностью для измерения цифровой торговли является отсутствие стабильного отслеживания данного сектора, и считает, что Национальная статистическая система должна стремиться предоставлять официальную и всеобъемлющую информацию для отслеживания и подготовки адекватных международных статистических данных.
Источник: Saeed Fayyaz. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. Prepared for the 16th Conference of the International Association of Official Statisticians (IAOS) OECD Headquarters, Paris, France, 19-21 September 2018
http://www.oecd.org/iaos2018/programme/IAOS-OECD2018_Fayyaz.pdf