Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Х. А. Хосаина, Н. М. Г. Закарии, М. А. Р. Саркара «SWOT-анализ развития судостроительной промышленности Китая»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Х. А. Хосаина, Н. М. Г. Закарии, М. А. Р. Саркара «SWOT-анализ развития судостроительной промышленности Китая»

В настоящее время лидерство в мировом судостроении перешло к странам азиатского региона, среди которых абсолютным лидером является Китай. В данной статье выявлены ключевые факторы развития отрасли, проведён анализ сильных и слабых сторон, потенциальных возможностей и угроз (SWOT-анализ) китайского судостроения.

По мнению авторов, судостроение – один из ключевых секторов китайской экономики, определяющий её рост. В последнее время благодаря дешёвой рабочей силе, расширению производственных мощностей и научно-техническому прогрессу Китай стал лидером мирового судостроения по тоннажу и объёму заказов. В 2014 году количество заказов на новые суда составило около 40% от общемировых. Китайская судостроительная промышленная корпорация (CSIC) является одним из двух крупнейших судостроительных конгломератов наряду с Китайской государственной судостроительной корпорацией (ЦСКК), на долю которых приходится половина совокупного производства отрасли. Рост рынка китайского судостроения начался с 2008 года и, достигнув максимума в 2011, постепенно замедляется до настоящее времени.

Сильными сторонами китайского судостроения являются стабильная социальная и политическая остановка, очень высокий уровень локализации (95%) производства материалов и комплектующих, используемых в судостроении, создание совместных предприятий с ключевыми верфями Кореи и Японии, обеспечившее достижение необходимого технологического уровня производства, наличие тысяч инженерных технологических университетов и колледжей по подготовке кадров. Кроме того, положительное влияние оказали эффективный механизм государственной поддержки отрасли и объективная необходимость развития отрасли после присоединения Китая к ВТО. К слабым сторонам китайского судостроения относятся мировой экономический спад, напряжённая конкуренция на мировом рынке судостроения, перепроизводство, увеличение количества сделок слияний и поглощений, относительно невысокое качество продукции, отставание в технологическом развитии, а также низкая эффективность некоторых предприятий.

Потенциальными возможностями для китайского судостроения являются следующие: получение крупных заказов на серийное строительство с 2013 года, активная поддержка со стороны государства, старение мирового флота морских судов на 40%, гарантирующее возможность получения новых заказов в перспективе. В то же время, сложности достижения мировых стандартов качества, низкий уровень производительности из-за технологического отставания, постоянная нехватка менеджеров среднего звена и квалифицированных работников, устойчивая монополия предприятий развитых стран в области проектирования и разработки современного судостроительного оборудования, замедление роста мировой экономики, ослабление китайской валюты представляют потенциальные угрозы конкурентоспособности китайского судостроения. Кроме того, наиболее серьёзное беспокойство для судостроительной промышленности Китая представляют страны с низким уровнем заработной платы, такие как Индия, Филиппины, Вьетнам, Бразилия, Бангладеш и др.

В целом, в настоящее время китайская судостроительная промышленность активно развивается, и Китай имеет реальные шансы стать крупнейшей морской державой в мире к 2020 году.

Источник: Khandakar Akhter Hossain, N.M. Golam Zakaria, M.A.R. Sarkar SWOT Analysis of China Shipbuilding Industry by Third Eyes // Procedia Engineering, 2017, no. 194, pp. 241 – 246. URL:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877705817332915

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.