Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Д. Парка и М. Норманда «Стратегические предложения для европейской судостроительной отрасли: установление эффективной промышленной политики»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Д. Парка и М. Норманда «Стратегические предложения для европейской судостроительной отрасли: установление эффективной промышленной политики»

Авторы данной статьи предлагают пути решения существующих проблем судостроения ЕС, которые позволят повысить конкурентоспособность европейских верфей на мировом рынке. В целях проведения сравнительного анализа и бенчмаркетинга, приводится пример Республики Корея представляющей собой образец наиболее успешного развития национальной судостроительной отрасли за последние тридцать лет.

Авторы утверждают, что отправной точкой должно стать определение стратегия дальнейшего развития европейского судостроения: лидерство по затратам - строительство недорогих судов, или дифференциация, - строительство дорогих и сложных судов с высокой добавленной стоимостью. Только после выбора стратегии может быть определена промышленная политика, позволяющая достичь поставленных целей. Вопреки другим мнениям, авторы считают возможным достижения лидерства по цене в случае реализации данной стратегии не только при строительстве, а на всех этапах цепочки создания стоимости. Для это необходима автоматизация производства, которая позволит сократить производственный процесс и снизить стоимость постройки за счет снижения затрат на рабочую силу. Помимо этого, необходимо также трансформировать структуру бизнеса, повысив интеграцию с предприятиями смежных отраслей промышленности и обеспечив вовлечение в цепочку создания стоимости субъектов государственного сектора, с целью повышения её устойчивости к изменениям.

В отношении факторных условий, ключевой является проблема, связанная с трудовыми ресурсами. С целью предотвращения дальнейшего сокращения числа и ухудшения качества рабочей силы в судостроительной отрасли европейских стран, стоит обратиться к опыту Южной Кореи, где существенный прогресс в улучшении производительности труда был достигнут благодаря масштабной автоматизации производства через внедрение роботов. Следование данному опыту позволяет не только улучшить качество выпускаемой продукции, но и снижает зависимость от колебания предложения на рынке труда. Также, повысить производительность труда позволит проведение НИОКР.

Авторы отмечают, что причина низкой конкурентоспособности европейских судостроителей заключается не в том, что они проигрывают из-за высоких затрат на строительство судов, а из-за специализации на производстве только судов с высокой добавленной стоимостью. Для улучшения условий спроса, европейские судостроители должны выбирать проактивный путь развития и быть открытым к сделкам слияния и поглощения с иностранными компаниями вместо того, чтобы использовать меры протекционистской политики и защищать внутренний рынок. Более того, из-за угрозы появления конкурентов из Азии в секторе высокотехнологичных судов, европейские страны должны также найти другие рыночные ниши и оптимизировать цепочку создания стоимости.

В силу высокой капиталоёмкости судостроительной отрасли, неблагоприятного состояния рынка после финансового кризиса 2008 года и специализации европейских верфей на строительстве высокотехнологичных судов, финансирование является бременем для малых и средних предприятий и многих субподрядчиков. Поэтому вмешательство со стороны государства является необходимым, однако задача правительств стран ЕС состоит в не просто в оказании финансовой помощи, а в содействии вертикальной интеграции, поиске рычагов улучшения финансирования отрасли и применении прочих стимулирующих мер.

Чтобы создать более эффективные судостроительные кластеры, ЕС должны обратить внимание на два момента. Во-первых, их географический охват должен быть менее обширным, но при этом хорошо развитые кластеры могут быть связаны друг с другом. Во-вторых, кластеры должны инициироваться частным сектором, так как только сформированная естественным образом бизнес-экосистема способна максимизировать преимущества кластеров.

Источник: Parc J., Normand M., Strategy Proposals for the European Shipbuilding Industry: Setting Effective Industrial Policies // Asia-Pacific Journal of EU Studies, 2016, vol. 14, no. 2, pp. 43-63. URL: https://www.researchgate.net/publication/316494303

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.