Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Андреевой Анастасии на статью Д. Парка и М. Норманда «Повышение конкурентоспособности европейского судостроения: критический обзор промышленной политики»

Аннотация Андреевой Анастасии на статью Д. Парка и М. Норманда «Повышение конкурентоспособности европейского судостроения: критический обзор промышленной политики»

С тех пор как, будучи лидерами мирового судостроения, Великобритания и Франция в 1960 гг. утратили свои позиции, в судостроении европейских стран наблюдается упадок. С начала 2000-х годов государства-члены Европейского Союза (ЕС) пытались возродить отрасль путем реализации различных стратегий, однако ни одна из них до сих пор не дала удовлетворительного результата. Так, инициированная Европейским Советом и действующая в настоящее время программа повышения конкурентоспособности европейского судостроения «LeaderSHIP 2020», несмотря на формальные различия в формулировках рекомендаций в сравнении с предыдущей программой «LeaderSHIP 2015», по сути является идентичной.

По мнению автора, чтобы сформулировать эффективную политику, крайне важно точно определить и тщательно проанализировать критические проблемы отрасли. Во-первых, превращение судостроительной отрасли из трудоемкой в наукоёмкую; привело к необходимости повышения квалификации работников и пересмотра ставок заработной платы. Кроме того, в ЕС существует дефицит молодых кадров и отсутствует единый стандарт признания документов о высшем образовании в области судостроения. Во-вторых, европейские правительства также обвиняются в поддержке своих судостроителей через механизм субсидий, позволяющих компенсировать до 6% стоимости контракта на постройку судна, что нарушает условия честной конкуренции. Также существует мнение, что поддержка в виде предоставления грантов на исследования и разработки является лишь способом замаскировать схемы субсидий, так как практически отсутствует контроль за расходованием этих средств. Более того, проблемы защиты прав интеллектуальной собственности свидетельствуют о недостаточной кооперации с международными организациями, такими как ОЭСР, ВТО и пр. В-третьих, существует проблема доступа к источникам финансирования при одновременной необходимости масштабных инвестиций в НИОКР. Европейские верфи ориентированы на производство технологически сложных судов с высокой добавленной стоимостью, что подразумевает проведение исследований и разработок, однако бюджеты европейских кораблестроителей значительно ниже, чем у их конкурентов из Южной Кореи. Более того, высокая капиталоёмкость, длительный срок строительства и одновременно низкая рентабельность инвестиций делают судостроение непривлекательным для частных инвесторов. В связи с этим, необходима поддержка государства, однако со стороны правительств европейских государств она является недостаточной. В-четвёртых, в сравнении с азиатскими странами, в судостроении европейских стран наблюдается недостаточный уровень вертикальной интеграции, а также недостаточно внимания уделяется формированию кластеров, что позволило бы существенно сократить расходы производства и тем самым повысить конкурентоспособность. Наконец, существует явное противоречие между целями и выбранными методами их достижения в отношении миграционной политики Европейских стран. Так, ставя цель конкурировать в производстве технологически сложных судов, Европейская Комиссия предлагает привлекать в этот сектор неквалифицированную рабочую силу, особенно из стран Восточной Европы. Данная мера направлена на повышение конкурентоспособности по цене, однако её достижение возможно лишь при производстве серийных крупнотоннажных судов с невысокой добавленной стоимостью.

Итак, автор статьи утверждает, что причина неэффективности проводимой европейскими государствами промышленной политики в судостроении состоит в наличии противоречий между целями и предлагаемыми механизмами их достижения, в непонимании существующих проблем, требующих решения, и отсутствии ясности стратегии дальнейшего развития. В целом, по мнению автора, несущественные улучшения состояния европейского судостроения в настоящее время свидетельствуют о том, что текущая политика должна быть не просто улучшена, а полностью изменена.

Источник: Jimmyn Parc , Enhancing the competitiveness of the European shipbuilding industry: a critical review of its industrial policies // Asia-Pacific Journal of EU Studies, 2018, vol. 14, no. 1, pp. 73-92. URL: https://www.researchgate.net/publication/308404549

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.