Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Озеровой на статью Ренн Йенни-Линдгрена «Новая динамика в энергетических отношениях Японии и России в 2011-2017 гг.»

Аннотация Анастасии Озеровой на статью Ренн Йенни-Линдгрена «Новая динамика в энергетических отношениях Японии и России в 2011-2017 гг.»

В данной статье автор рассматривает влияние двух заметных кризисных событий – тройной катастрофы на АЭС Фукусима в Японии и украинского кризиса – на развитие двустороннего энергетического сотрудничества Японии и России. Для достижения поставленной цели автор провел обзор первоисточников, академических журналов, книг и статей, который был дополнен интервью с экспертами в области политики и экономики.

Несмотря на наличие территориальных разногласий и отсутствие мирного договора после Второй мировой войны, в последние годы отношения между Японией и Россией претерпели заметные изменения. Стремление России утвердить себя в качестве европейско-тихоокеанской державы и стремление Японии обезопасить свой энергетический рынок позволили начать многообещающий диалог по различным вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес. Развитие Сибири и Дальнего Востока является одной из приоритетных задач политики России для развития энергетического рынка и обеспечения роли поставщика энергоресурсов для энергозатратных восточноазиатских рынков. Являясь конкурентоспособным поставщиком энергии в Восточной Азии, Россия имеет преимущество для активизации сотрудничества в области энергетики с государствами региона. Для российско-японских энергетических отношений тройная катастрофа на Фукусиме, подчеркнувшая уязвимость Японии в области энергетики, стала основным катализатором.

Япония импортирует более 80% энергопотребления: страна считается крупнейшим в мире потребителем сжиженного природного газа (СПГ), вторым по величине импортером угля и третьим по величине покупателем нефти. После землетрясения, цунами и ядерной катастрофы, произошедших в марте 2011 г., правительство Японии приняло решение реструктурировать энергетический баланс страны, в т.ч. диверсифицировать географическое положение поставок энергоресурсов. Таким образом, Япония стала меньше полагаться на страны Ближнего Востока, который обеспечивал 90% импорта электроэнергии. Развитие связей с Россией проложило путь к более долгосрочному углублению двусторонних энергетических отношений и обеспечило быстрое устранение неустойчивого энергетического положения Японии после катастрофы. Россия пообещала поставки СПГ, нефти, угля и электроэнергии и работала для удовлетворения высокого спроса Японии. Кроме того, были созданы совместные рабочие группы по вопросам нефти и газа. В настоящее время Япония участвует в двух основных проектах на Сахалине: «Сахалин-1», 30% которого принадлежат государственным и частным японским нефтяным компаниям, и «Сахалин-2», 22,5% которого принадлежат японским торговым компаниям, «Mitsui» и «Mitsubishi». Сахалинский завод обеспечивает около 10% потребности Японии в СПГ, что делает его четвертым по величине поставщиком СПГ в Японии. Кроме того, Россия и Япония начали сотрудничество в области возобновляемых источников энергии: разработки технологии ветряных электростанций, позволяющей работать при низких температурах в регионах Дальнего Востока. В дополнение к проектам «Сахалин», в 2012 году Япония планировала строительство завода СПГ стоимостью 13 миллиардов долларов во Владивостоке в сотрудничестве с «Газпромом», однако проект был отложен на неопределенный срок в 2015 году.

В 2014 г. Япония присоединилась к санкциям против России, однако они оказали незначительное влияние на развитие двусторонних отношений: были отложены переговоры относительно строительства газопровода для транспортировки СПГ от Сахалина к северному японскому острову Хоккайдо и моста между островами. Поставки энергоресурсов не остановились, более того, экспорт сырой нефти из России в Японию выросл на 12% в 2014 г. и на 20% в 2015 году.

С 2012 г. состоялось более двадцати встреч премьер-министра Абэ и президента Путина, на которых обсуждались вопросы безопасности, экономики и энергетических отношений. В 2016 г. премьер-министр Абэ представил план сотрудничества из 8 пунктов, который послужил основой дальнейшего развития российского Дальнего Востока и энергетического сотрудничества. Позднее было подписано 60 соглашений, из которых 23 были связаны с энергетикой. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области разработки углеводородов, в том числе о совместной разведке месторождений нефти, газа и СПГ на Сахалине и в области технологического и финансового сотрудничества. Также был создан общий фонд для проектов в области сельского хозяйства, инфраструктуры и других отраслей. Премьер-министр Абэ и президент Путин договорились о возобновлении переговоров в формате «2+2» с участием внешнеполитических и оборонных ведомств. Поскольку подобный формат переговоров Япония вела только с избранными партнерами, это решение свидетельствует об оттаивании в оборонных отношениях и новой динамике в целом в отношениях Японии и России. Тем не менее, Россия должна предложить конкурентоспособную цену и качество, чтобы конкурировать с поставщиками Японии на Ближнем Востоке, Австралией, Канадой и сравнительно дешевым американским экспортом газа.

Wrenn Yennie-Lindgren. New dynamics in Japan–Russia energy relations 2011–2017 // Journal of Eurasian Studies. July 2018. Volume 9, Issue 2, pp. 152-162. URL:https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S1879366518300137. (Дата обращения: 3.12.2019)

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.