Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Озеровой на статью Ляньбяо Цуй, Малинь Сун, Лэй Чжу «Экономическая оценка трехстороннего соглашения о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей на основе анализа больших данных»

Аннотация Анастасии Озеровой на статью Ляньбяо Цуй, Малинь Сун, Лэй Чжу «Экономическая оценка трехстороннего соглашения о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей на основе анализа больших данных»

Цель данной статьи состояла в количественном исследовании влияния трехстороннего соглашения о свободной торговле (FTA) на экономики Китая, Японии и Южной Кореи. Для достижения поставленной цели авторами был проведен анализ больших данных с применением теории игр и вычислимой модели общего равновесия.

Трехстороннее соглашение о свободной торговле привлекло большое внимание исследователей, которые рассматривали его потенциальные возможности, реализацию, основные проблемы и выгоды для трех стран. Качественный анализ потенциального соглашения указывает на следующие препятствия для его заключения: сложные политические отношения между Японией и Китаем, которые стремятся завоевать политическое и экономическое лидерство в регионе, напряженность на Корейском полуострове и чувствительные отрасли Японии и Южной Кореи, в частности сельское хозяйство. В целом, соглашение о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей еще не достигло достаточного прогресса из-за отсутствия политического доверия и нежелания идти на экономические компромиссы.

Чтобы изучить экономические эффекты FTA с точки зрения либерализации торговли, важно проанализировать общую ситуацию экономического развития и различия в промышленных структурах, понять взаимодополняемость, конкурентные преимущества стран, и потенциал сотрудничества между ними. Япония и Южная Корея превосходят Китай по экономическому развитию: в 2016 году ВВП Японии на душу населения составил 38900,60 долларов США, в то время как ВВП Китая – 8123,20 долларов США. Тем не менее, Китай превзошел Японию и Южную Корею по размеру ВВП. В 2016 году ВВП Китая составил 11,20 триллионов долларов, что намного превзошло 4,94 триллиона долларов Японии и 1,41 триллионов долларов Южной Кореи. Промышленная структура говорит о существенных различиях и сильной взаимодополняемости между тремя странами. Так, добавленная стоимость сельского хозяйства наиболее высока в Китае, сектора услуг – в Японии, а промышленности – в Южной Корее. Это подтверждают и структуры занятости, значительно различающиеся между тремя странами: в Китае более развито сельское хозяйство, сфера услуг в Японии и Южной Корее имеет сравнительные преимущества. Китай, Япония и Южная Корея являются ключевыми экономиками в азиатском регионе и важными экономическими субъектами в мире. По сравнению с НАФТА и ЕАСТ степень экономической интеграции между Китаем, Японией и Южной Кореей недостаточно велика и имеет большой потенциал для развития. В последние годы страны установили более тесные торговые связи и стали важными торговыми партнерами. Их региональная экономическая интеграция благоприятна для противодействия влиянию экономического кризиса в регионе.

Эмпирические результаты показали, что с точки зрения экономического роста трехстороннее соглашение о свободной торговле выгодно для каждой страны: самый высокий прирост ВВП в 7 289,50 млн. долл. США ожидается у Китая, за которым следует Япония (3 239,75 млн. долл. США) и Южная Корея (2 125,00 млн. долл. США). В целом, FTA положительно повлияет на объем производства в промышленности и сфере услуг, однако его влияние на сельское хозяйство неоднородно. В Китае наиболее значительное увеличение производства и экспорта произойдет в сельском хозяйстве и текстильной промышленности, в Южной Корее – в производстве машин и оборудования, в Японии – в химической промышленности. Объем сельскохозяйственного производства в Китае увеличится на 0,79%, а в Японии и Южной Корее – на 0,12% и 0,35% соответственно. По сравнению с полным открытием сельскохозяйственного рынка соглашение о свободной торговле с защитой сельского хозяйства может не только стимулировать экономический рост в этих странах, но и снизить озабоченность Японии и Южной Кореи в отношении сельского хозяйства и давление на безработицу. Кроме того, трехстороннее соглашение о свободной торговле с защитой сельского хозяйства может сократить выбросы углерода в Северо-Восточной Азии, учитывая значительное сокращение выбросов углерода в Китае. Китайские потребители заменят энергоемкие отечественные продукты неэнергоемкими импортными товарами, что сократит выбросы углерода. Контроль выбросов углерода в этих странах имеет решающее значение для противодействия изменению климата. Исследование также показало, что спрос на импорт химической и металлургической промышленности Японии и Южной Кореи значительно возрастет с прогрессом в либерализации торговли. Поэтому Китаю необходимо заранее принять меры, в том числе ускорить темпы модернизации промышленности, чтобы избежать ущерба внутренней экономики от интеграции в Северо-Восточной Азии.

Для плавного достижения трехстороннего соглашения о свободной торговле Китай, Япония и Южная Корея должны вести диалог о общих и долгосрочных интересах в разработке механизмов регулирования, обмениваться ресурсами и расширять сотрудничество.

Lianbiao Cui, Malin Song, Lei Zhu. Economic evaluation of the trilateral FTA among China, Japan, and South Korea with big data analytics. // Computers & Industrial Engineering. February 2019. Volume 128. pp. 1040-1051.

URL:https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0360835218301645. (Дата обращения: 3.12.2019)

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.