Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Анастасии Могучевой на статью Гэри Клайда Хафбауэра «Как Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантческое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) повлияют на систему ВТО?»

Аннотация Анастасии Могучевой на статью Гэри Клайда Хафбауэра «Как Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантческое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) повлияют на систему ВТО?»

ТТП и ТТИП – преференциальные торговые соглашения, готовящиеся к подписанию и (или) ратификации двенадцатью странами, в том числе США, Канадой, Австралией, Мексикой, Малайзией, Сингапуром, Чили, Перу, Новой Зеландией, Вьетнамом и Брунеем в ТТП и США и ЕС в ТТИП. По мнению автора, они принесут существенную выгоду сторонам как в виде доходов от экспорта (доходы от экспорта по ТТП оцениваются в $440 миллиардов, по ТТИП - $70 миллиардов за 10 лет), так и в виде инвестиций, снижении издержек, установления более тесных политических связей и т.д. Гэри Хафбауэр полагает, что ТТП и ТТИП способны оказать существенное влияние на международную торговлю и непосредственно ВТО.

Совокупный ВВП членов ТТП и потенциальных членов ТТИП в случае успеха реализации замысла составит около 60% мирового ВВП, экспорт внутри групп оценивается в 19% мирового, объём прямых иностранных инвестиций – 25%. Принимая во внимание значимость экономик членов соглашений, автор заявляет, что созданные внутри групп «правила игры» способны трансформировать систему мировой торговли в целом.

Хафбауэр выделяет три основных проблемы ВТО, ведущие к возникновению «белых пятен» в правовой базе организации: система голосования путем консенсуса; увеличивающееся число членов организации, делающее практически невозможной идею подписания новых обязательных соглашений в рамках единого пакета; закрытая для стран-не членов ВТО система урегулирования споров.

Вопрос соблюдения принципов и прав, провозглашенных декларацией Международной организации труда, также не затрагивается в правилах ВТО, хотя он поднимался на Министерской конференции в 1994 году, но сторонам соглашения прийти к консенсусу не удалось. Не менее важным аспектом является проблема защиты окружающей среды: только 17 членов ВТО провели многосторонние переговоры по снижению тарифов для товаров, не наносящих вред окружающей среде. В качестве решения данной проблемы статья предлагает практиковать создание небольших групп с целью проведения переговоров, поскольку лишь 12-15 стран создают около 75% выхлопных газов в мире.

Остро стоят проблемы регулирования деятельности предприятий, принадлежащих государству, и контроля государственных закупок. Большинство региональных соглашений содержат правила регулирования этих потенциально опасных для рыночного равновесия и конкуренции вопросов. Хафбауэр считает, что ВТО следует ввести более конкретное определение фразы «руководствуясь коммерческими соображениями» статьи XVII ГАТТ, а также потребовать предоставления финансовых отчетов предприятий, находящихся в собственности государства, согласно Международным стандартам финансовой отчетности. Что касается государственных закупок, следует отметить, что они часто сопровождаются требованиями, предписывающими закупку или использование предприятиями определённых объемов или доли товаров внутреннего производства, что не соответствует основным положениям ГАТТ ВТО.

Хафбауэр говорит о том, что все упомянутые выше области тесно связано с будущим международной торговли, поскольку недостаточное их регулирование правилами ВТО создает дополнительный стимул и пространство для инициативы внутри региональных соглашений. В случае успешной ратификации ТТП и ТТИП наиболее влиятельные государства мира будут иметь достаточно силы внутри ВТО, чтобы тем или иным образом повлиять на решения других членов организации или, по меньшей мере, внести существенные изменения в повестку дня в рамках очередного раунда переговоров.

 

 

Источник: Gary Clyde Hufbauer (2015), How will TPP and TTIP Change the WTO

System?, Journal of International Economic Law, 2015, 18, p. 679–696 (http://jiel.oxfordjournals.org/content/18/3/679.full.pdf#page=1&view=FitH

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.